Январь-август 2020 в ретроспективе

Странный, очень странный год выходит. Все перевернулось! И дело не только в вирусах.

По работе

Первым шоком оказался, конечно, же переезд домой. Все встречи, все планы, весь обычный для нас отдых — все это было отменено общеизвестными обстоятельствами изрядной силы.

На работу теперь ездить не надо. Парадоксальным образом времени стало меньше: дочери, проводящей все время дома, надо уделять внимание; на работе теперь надо постоянно с коллегами перезваниваться даже в простейших случаях. С ростом числа членов в моей команде теперь постоянно надо перезваниваться, переговариваться и переписываться…

Есть и еще один тренд: я все больше отдаляюсь от конкретной работы с кодом. Мои проекты теперь выглядят как бесконечное перекидывание письмами и сообщениями, улаживание вопросов и мелкая корпоративная политика. Дополнительное давление здесь оказывает покупка нашей компании американцами, что повлекло за собой неизбежные организационные изменения (ну или просто бардак).

Кстати! Неожиданно для самого себя обнаружил, что проталкиваю проект перехода с git на Subversion для наших «датасатанистов» и аналитиков: svn лучше работает с двоичными данными, не говоря уже о простоте в использовании.

Образование

Все же удалось посетить пусть виртуальную, но все же конференцию — знаменитый Open Source Summit NA. Посмотрел множество лекций по самым разным темам: работа с данными, устройство контейнеров, соглашения по работе с кодом Linux, разъяснение принципов работы git, новые системные вызовы… Очень и очень интересно.

Но ни в какое сравнение не идет с живым посещением.

Чтение

Времени на чтение было совсем мало, ну и немного подустал я от технической литературы. Поэтому прочитал я всего-то три книги, да и те больше по моим хобби.

Приведу заметки по книгам целиком.

Dungeon Hacks: Expanded Edition

Сделаю небольшое признание: мой любимый жанр компьютерных игры это rogue-подобные (roguelike) игры, или «рогалики». В свое время великолепная Brogue открыла мне глаза на возможности процедурной генерации и прелесть необратимой смертности; а Faster Than Light показала, что ключевые атрибуты жанра применимы и вне ролевого антуража.

Другими словами, пройти мимо книги, целиком посвященной жанру, я никак не мог; более того, сразу приобрел расширенную версию (Expanded Edition)

Оригинальная книга рассказывает о предшествующих появлению жанра играх и, конечно же, классических rogue-подбных играх. Я ожидал, что все начнется с задавшей канон и название Rogue, но в первой главе автор зашел совсем издалека — с Beneath Apple Manor. Похоже, что предшествовавшая Rogue игра стала открытием не только для меня, но и более искушенные ценителей жанра.

Вторая и третья глава целиком посвящены разработке, эволюции и популяризации Rogue. Последующие главы посвящены другим традиционным последователям Rogue: Hack, NetHack, Moria, Angband, Ancient Domains of Mystery (ставшая со временем коммерческой). Заканчивается книга обзором популярных коммерческих игр, испытывавших сильное влияние жанра — прежде всего знаменитый сериал Diablo.

Собственно, первая книга на этими двумя сотнями страниц и заканчивается, но Expanded Edition включает еще три книги и всякий отвлеченный материал.

Вторая книга это набор интервью у участников Seven Day Roguelike Challenge; третья — история разработки моей любимой FTL; последняя посвящена платформеру Rogue Legacy.

Как, в общем-то, честно признается автор, цельностью отличается только первая книга, остальной материал он решил добавить, когда обнаружил, что интерес к Dungeon Hacks не угасает со временем. Но лично мне интересно было заглянуть во впечатления участников SDRC, или вернуться к FTL спустя столько лет.

Книга интересная, но местами выглядит как компиляция материалов, больше подходящих для блога. Немало ошибок и проблем в верстке.

Дополнительный материал можно было и не читать, а вот четыре основные подтома-книги игравшим в перечисленные игры точно приглянуться.

The Rise and Fall of Ancient Egypt

После антологии по литературе Древнего Египта долго не решался взять в руки следующую книгу по теме: времени на непрофессиональное чтение бывает жалко, плюс высок шанс попасть на избыточно художественное или, напротив, слишком нехудожественное чтиво.

Но The Rise and Fall of Ancient Egypt за авторством Тоби Вилкинсона (Toby Wilkinson) не подвела! Оторваться было сложно, я даже пару раз посреди дня убегал на 30–40 минут тайком от семьи почитать.

Автор удачно нашел баланс между научной и популярной манерами изложения, и не стесняется давать ссылки на материал для углубленного изучения каких-то отдельных периодов истории, или даже фараонов.

Последовательно излагается история всего независимого Египта от объединения двух Верхнего и Нижнего царств и до быстрого пересказа злоключений последней царицы — Клеопатры. Как обычно, интересно было почитать про великих и успешных фараонов всех трех расцветов этой цивилизации, но Вилкинсон много внимания уделяет и переходным периодам, которые стали чем-то новым для меня.

Из интересных фактов:

  • расцвет литературы пришелся на Среднее царство, когда было написано известнейшее из древнеегиптеских произведений — «Странствия Синухе»;
  • фараоны Среднего царства воспринимали литературу как основной инструмент госпропаганды;
  • цари величайшей из династий — Рамезидов — стали свидетелями как последнего расцвета Египта, так и последнего его упадка;
  • разграбление гробниц началось только на излете Нового царства;
  • черная Кушитская династия идеологически позиционировалась как защитники культа Омона Ра.

Параллельно непосредственно фактам истории страны освещается эволюция идеологии государства; централизация и децентрализация; отношения номархов, фараонов и жрецов.

Супер!

Hemingway on writing

Есть у меня слабость к словоблудию и писателям. Эпоха больших авторов и большой литературы, конечно, уже позади, но я все же воспитан с уважением к этим старым героям.

И не смог пройти мимо книги об одном из моих старых фаворитов: «Ernest Hemingway on writing». Сам Хэмингуэй относился к творчеству трепетно, даже суеверно; механистичного подхода не признавал и крайней сдержанно комментировал свою работу. В данном случае это просто собрание цитат из книг и переписки писателя с друзьями.

Забавно, но в этот раз Хэмингуэй не зашел мне совершенно: самоуверенный, суеверный, нагоняющий во все мистического тумана, отрицающий собственные проблемы и преувеличивающий чужие…

Постоянно приходила в голову фраза «напыщенный дурак», но так о Нобелевский лауреатах думать неприлично (или прилично, в наши-то пристрастные дни). Цитируемый человек показался мне настолько скучным, что книгу с трудом удалось долистать.

Но некоторые принципы все же показались интересными, и хотелось бы немного их переработать.

  1. Прорабатывать мир надо глубоко, а не широко (3, 0).

    То есть не так важно писать обо всем, сколько подразумевать многослойность происходящего.

  2. Читатели всегда хотят того же, что было в прошлый раз, но повторяться нельзя (22, 1)
  3. Когда очень трудно писать, то надо вернуться к самой простой и честной мысли, и записать ее. Если развитие этой мысли идет тяжело, то всегда можно выбросить весь текст — и начать сначала (28,0).
  4. Не надо слушать других для того, чтобы ответить, или выяснить, кто именно прав. Надо слушать для того, чтобы понять обе стороны (31,0).
  5. Писатель в начале нового рассказа не знает, чем он закончится (41,0).
  6. Обязательно переписывать, причем после большого перерыва (46,2).
  7. Начать с рукописи — дать себе возможность улучшить текст при наборе на печатной машинке (51, 1).
  8. Название — это сложно, их надо долго перебирать (89,1).

Планы

В наши волатильные времена глупо строить долгосрочные планы, не находите? :-)

Комментарии

Comments powered by Disqus